Внутренняя почтаПоиск по форумуРейтинг участников форумаСправка
Настройки учетной записиРедактирование анкетыВаши фотоВаши бонусы
Многоярусные юбки Многоярусные юбки Женский форум Добавить в Избранное Форум женских тем Сделать стартовой

    Здравствуйте! Для доступа ко всем сервисам, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.







  Главная страница форума » Наши дети » развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста

 Ответить   Создать тему   Создать статью   Создать опрос   Создать встречу   Подписаться   Печатать 
Автор

Тема: развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста


asana


Сообщений: 164
Важных: 2
Анкета
Письмо

У младших школьников больше развита образная память, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события
Кроме того ,обучение в начальных классах так строится, что школьникам дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.
Результат - снижения успеваемости при переходе учащихся в основной школе. Одна из причин этого снижения - у младших школьников имеется потребность в дословном
запоминании, что связано с недостаточным развитием речи и словесно - логической памяти . Поскольку объем запоминаемого материала в начальной школе невелик, то ученику посильно запомнить его дословно. В основной школе объем запоминаемого существенно возрастает, а у ребенка не сформирована способность к запоминанию и воспризведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Учащиеся не умеют ставить цели для запоминания, а ведь именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Вторая причина в том, что запоминание
ограничивается бездумным повторением, формальным заучиванием материала путем его многократного механического повторения. В результате ученик может воспроизвести текст лишь в том порядке и в тех словесных формулировках, в которых он был им заучен. Если какое-то звено в закрепившейся цепочке выпало, забылось, вся цепь слов рассыпается.
Забывание материала понятого, осмысленного идет значительно медленнее, чем бессмысленного. При бездумном восприятии материала забываются как существенные, так и второстепенные части заученного. В итоге ученик воспроизводит какие-то случайные фрагменты воспринятого. Так как ребенку с каждым годомприходится запоминать все больше и больше, необходимо формировать его логическую память. Логическая память является ВПФ и значит произвольна по способу регуляции.

Итак, память по модальности память бывает слухоречевой, зрительной и двигательной. Так же память делится на произвольную и непроизвольную ( это касается всех модальностей). . Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом её формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти . Поэтому наиболее эффективно повысить продуктивность запоминания, можно синтезируя разные виды памяти , в частности слуховую, зрительную и двигательную.
целесообразно развивать как произвольное, логическое запоминание. Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом запоминания является многократное прочитывание всего материала. Затем обучающиеся начинают чередовать прочитывание с воспроизведением. Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. Членение на части обучающиеся используют при заучивании больших стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая стихотворение не по строфам, а по строкам. Пути осмысливания запоминаемого различны. Так, для удержания в памяти какого-то текста, например, сказки, рассказа, большое значение имеет составление плана. Учителю в каждом конкретном случае нужно подсказывать младшим школьникам , каким образом разумнее заучивать тот или иной материал.


3 пользователя выразил(и) благодарность asana за это сообщение
 
15 Дек 2010 19:26
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 165
Важных: 2
Анкета
Письмо

Итак, память по модальности память бывает слухоречевой, зрительной и двигательной. Так же память делится на произвольную и непроизвольную ( это касается всех модальностей). . Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом её формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти . Поэтому наиболее эффективно повысить продуктивность запоминания, можно синтезируя разные виды памяти , в частности слуховую, зрительную и двигательную.
целесообразно развивать как произвольное, логическое запоминание. Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом запоминания является многократное прочитывание всего материала. Затем обучающиеся начинают чередовать прочитывание с воспроизведением. Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. Членение на части обучающиеся используют при заучивании больших стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая стихотворение не по строфам, а по строкам. Пути осмысливания запоминаемого различны. Так, для удержания в памяти какого-то текста, например, сказки, рассказа, большое значение имеет составление плана..
Развитию памяти способствуют следующие виды работ и упражнения на диктанты, включая выборочный, свободный;
• игра “Живые слова”;
• веселые запоминалки;
• индивидуальные карточки с картинками;
• таблицы, алгоритмы;
• тренировочные “зарядки” над работой с предложением;
• русские народные скороговорки и чистоговорки;
• дидактические кроссворды;
• дидактические ребусы;
• задания “Послушаем звуки”;
• веселые стихи на уроках обучения грамоте;
• игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти ;
• дидактические сказки;
• памятки для обучающихся, учителей, родителей.
Кроме того, развитию памяти способствуют диктанты с предварительной подготовкой по учебнику. Обучающиеся объясняют, осознают содержание текста, орфографически проговаривают слова, объясняют написания.
Проводятся они следующим образом:
1. Зрительный диктант. Текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Взрослый записывает его на доске. Взрослый внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи ученики сами проверяют написанное.
2. Письмо по памяти проводят с целью закрепления слов с орфограммами, запоминание которых основано на зрительном восприятии. Оно требует тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (можно стихотворный или прозаический), объясняет все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила (если есть в тексте). Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается ребенком .После записи проводится проверка, дети сличают текст с написанным на доске.
3. Предупредительный диктант. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Ученик проговаривает слова и объясняет, как их написать. Слова и части слов, которые объяснялись, подчеркиваются. Можно одновременно записывать текст на доске и в тетради. При этом виде работы учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные слова в орфографическом отношении, решают, как их надо писать. Ошибки предупреждаются до записи текста.
4. Восстановленный диктант.Дети выписывают из продиктованного текста определенные грамматические категории (глаголы, имена существительные и др.), а затем заново конструируют текст по выписанным из диктанта словам. Этот вид диктанта увеличивает степень активности и самостоятельности детей, так как хотя выписанные “опорные” слова и помогают запомнить прослушанное, но не дают возможности запомнить текст дословно и учащимся приходится самостоятельно создавать текст.
5. Диктант-игра “Кто больше запомнит”. Его впервые предложила Федоренко. Цель – совершенствование памяти , без чего невозможно развитие орфографических навыков школьников .Учитель читает предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Здесь важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов.


2 пользователя выразил(и) благодарность asana за это сообщение
 
15 Дек 2010 19:28
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 167
Важных: 2
Анкета
Письмо

Если ребенок учится переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова, то и речь его становится более ясной и более яркой. В этом заключается неумолимая заслуга сочетания трех важных видов памяти : зрительной, слуховой и двигательной. Достичь этого можно на основе использования комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности – рисование, речь, игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность, в рисовании проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств и фантазии. Особенно это важно на первых этапах обучения.
Для комплексного сочетания разных видов памяти с учетом индивидуальных различий эффективным является использование при чтении звукового ориентира: живой голос учителя, магнитофон, при котором младшие школьники водят пальчиком за указкой учителя, а позднее – по строкам книг, при этом понимая смысл и рисуя зрительные образы.
Можно использовать пение, которое очень любят младшие школьники. Так как во время пения глаза опережают на 2-3 слова звучащий текст. Во время исполнения припева обучающиеся могут выполнять упражнения учебной гимнастики: рисовать в воздухе большие восьмерки правой, левой, двумя руками. Такое упражнение устраняет путанее букв при чтении и письме, улучшает координацию и центровку тела.
Для сочетания наиболее важных видов памяти эффективным является прием “рассказывание руками”. При таком приеме обучающим показывают иллюстрацию и спрашивают, о чем будет текст, потом проверяют, как оправдались предположения. После этого учитель снова читает текст, вместе с детьми, рассказывая руками.
Следует помнить, что рациональным приемом осмысленного заучивания, упражнениям, ориентированным на повышение продуктивности запоминания, надо учить младших школьников систематически.


 
22 Дек 2010 15:39
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 168
Важных: 2
Анкета
Письмо

Далее приведен список примерного комплекса упражнений для развития памяти. Упражнение 1.
- Перегруппируйте слова, объединяя их по какому- либо признаку.
- Напишите, устно подберите проверочные слова. Орфограммы подчеркните.
м_дведь
теле_ка
пч_ла
к_локол_чик
р_машка
воздух
ваза
кот
со_нце
в_да
- Придумайте историю, которая свела бы эти слова вместе.



Упражнение 2. Это упражнение проводится в два этапа. На первом этапе используется графическое изображение понятий.
- Послушайте внимательно слова и словосочетания, попробуйте к каждому из них сделать какой- либо рисунок:
1) грузовик
гнев
веселая игра
дерево
наказание
2) умная кошка
Мальчик трус
капризный ребенок
хорошая погода
интересная сказка

Глядя на рисунки, запишите слова и словосочетания в столбик.
- К словам, обозначающим предмет, подберите подходящий по смыслу признак. Запишите рядом.
- Выделите известные вам орфограммы.
- С любым словосочетанием придумайте предложение (лучшее предложение дети записывают в тетрадь скомментированием). Выделите главные члены.
На втором этапе происходит представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге

Упражнение № 3 Предварительно детей нужно разбить на 2-3 команды.
Инструкция : « Я буду заслушивать слова, а Вы после прослушивания запишите их. Можно в любом порядке. Внимание ! Нужно стараться вспомнить подходящее слово и назвать все предложение в том виде, в каком я его читала. Чья команда больше воспроизведет предложений в точном виде, та и победит (предложения команды записывают на листке и сдают учителю)».

Упражнение № 4 Запоминание текста. Взрослый может использовать любой текст.

Запоминание текста (этапы работы).
1. Определить основную идею содержания текста. Выявить главное, о чем идет речь. Для этого ребята читают текст, обращая особое внимание на заголовок.
2. Сколько частей в тексте? Постановка вопросов к каждой части с опорой на подзаголовки (если они есть).
Затем при чтении необходимо найти ответы на эти вопросы.
3. Составление плана текста, выявляющего его структурную композицию. Для этого текст разбивается на абзацы, содержание внутри которых
объединено общей идеей. План составляется письменно или в абзаце подчеркивается ключевое слово, которое составляет его основную мысль.
4. Детям предлагается сначала пересказать эти идеи вслух, а затем про себя.
5. Повторный просмотр текста, во время которого я акцентирую внимание на основных идеях, порядке их изложения, выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. При чтении попросите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.
6. Переход к рассмотрению деталей произведения, выявление самых существенных из них.
7. Переход к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям.
Попросите их доказать свое мнение.
Затем переходим к обсуждению впечатлений от текста (желательно, чтобы ученики не ограничивались согласием или несогласием с автором, а поясняли, почему их мнение таково. Если , этот отрывок взят из литературного произведения, пусть они напишут, что им нравится, а что нет.
Это уже упражнение можно использовать для развития словесно-логического мышления.


 
22 Дек 2010 15:40
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

inyouknowme


Сообщений: 308
Важных: 4
Анкета
Письмо

Если потребность в дословном
запоминании сохранилась во взрослом возрасте и запоминание
"ограничивается бездумным повторением, формальным заучиванием материала путем его многократного механического повторения" со всеми последствиями в виде скорого забывания и воспроизведения в заданном порядке , что с этим можно сделать?

 
12 Янв 2011 23:06
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 174
Важных: 2
Анкета
Письмо

12 Янв 2011 23:06 inyouknowme сказал(а):
Если потребность в дословном
запоминании сохранилась во взрослом возрасте и запоминание
"ограничивается бездумным повторением, формальным заучиванием материала путем его многократного механического повторения" со всеми последствиями в виде скорого забывания и воспроизведения в заданном порядке , что с этим можно сделать?
Cообщение полностью

зрелый возраст - это сколько?
и поясните , что Вы имеете в виду конкретно : человек вообще не запоминает по смыслу, а может только как попка повторять заученные фразы?

 
13 Янв 2011 09:37
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 
 

asana


Сообщений: 177
Важных: 2
Анкета
Письмо




Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания.
Возрастная особенность младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Слабость произвольного внимания - одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины.

При развитии внимания у младших школьников следует учесть следующие особенности :

1. Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.


2. Хотя жалобы учителей и родителей на невнимание младших школьников особенно распорстраненны, внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Именно поэтому в первую очередь работу по развитию необходимо вести в этом направлении. Да и сами развивающие упражнения зачастую обеспечивают развитие и других психических процессов.

3. Внимание - многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося.


Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален, в то же время остальные свойства можно и нужно тренировать.

Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают общий смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Надо научить детей преодолеть глобальное восприятие и попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого.


 
14 Янв 2011 08:08
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 178
Важных: 2
Анкета
Письмо

Не про память и про внимание , а про речь. Но решила , что материал можно запостить сюда.
Развитие речи с определенного возраста начинает стимулировать развитие мышления и вообще всей произвольной психической деятельности. Поэтому часто бывает, что даже незначительная задержка речевого развития ( я сейчас не беру классическое ОНР) задерживает развитие всей высших психических функций.
Это особенно влияет на успеваемость младших школьников.

для того, чтобы определить соответствует ли речевое развитие нормативному существует несколько не хитрых способов. Любой родитель может дать ребенку следующие тесты :

Диагностика речевого развития ( 1 класс ).

1. Инструкция: Вставьте пропущенные слова

1.Тишина стоит в дремучем ________. Черные _________затянули солнце. Птицы умолкли. Вот – вот пойдет ___________.
2.Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______. Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую _________. Быстро мчатся _________санки. Резкий _________ бьет детям в ________. Мороз щиплет ________. _________ не боятся мороза. Весельем горят их ____________.

2. Инструкция: Расставь точки.

ПЛОХОЙ СТОРОЖ

У ОДНОЙ ХОЗЯЙКИ МЫШИ ПОЕЛИ В ПОГРЕБЕ САЛО ТОГДА ОНА ЗАПЕРЛА В ПОГРЕБЕ КОШКУ А КОШКА ПОЕЛА И САЛО, И МЯСО, И МОЛОКО.

3. «Здесь написано несколько слов. Составьте из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно и несколько слов.

Наборы слов:
1.Девочка, альбом, рисунок
2.Ребенок, чашка, молоко
3. Из, клетки, чиж
4.Саша, лыжах, катается, на








Диагностика речевого развития ( 2 класс)

1.Инструкция: Вставьте пропущенные слова

Стоит жаркая погода: небо _______, солнце светит _________. Коля и Оля идут гулять в поле __________. Они слушают там пение маленьких ____________. Они собирают ________. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ___________. Маленькие дети торопятся вернуться __________.
Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______________.
Дети испугались ________ грома. Они постучались в один _____, чтобы укрыться от сильного ________, так как у них нет с собой _____________ и их одежда совсем ________________.


2. Инструкция: Расставь точки.

ГАЛКА И ГОЛУБИ.

ГАЛКА УСЛЫХАЛА, ЧТО ГОЛУБЕЙ ХОРОШО КОРМЯТ ПОБЕЛИЛАСЬ В БЕЛЫЙ ЦВЕТ И ВЛЕТЕЛА НА ГОЛУБЯТНЮ ГОЛУБИ ЕЕ НЕ УЗНАЛИ И ПРИНЯЛИ.

3. «Здесь написано несколько слов. Составьте из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно и несколько слов.

1.Дымок, идет, трубы, из.
2.Стоят, вазе, цветы, в.
3.Орехи, в, белка, дупло, прячет.
4.Есть, петух, нас, у, курица, и.






Диагностика речевого развития (3 класс).

1.Инструкция: Вставьте пропущенные слова

Над городом низко повисли снеговые _____________________.
Вечером началась ___________________. Снег повалил большими
__________. Холодный ветер выл, как ________________дикий ___________. На конце пустынной и глухой __________вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с______________ пробиралась по __________________ . Она была худо и бедно ________. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и ____________ей идти. На ней было плохое ____________с узкими рукавами, а на плечах _____________. Вдруг девочка _________и, наклонившись начала что-то искать у себя под ногами. Наконец она стала на____________________ и своими посиневшими _____________________ручонками стала __________ сугробу.

2. Инструкция: Расставь точки.

ЛЕВ И МЫШЬ.

ЛЕВ СПАЛ МЫШЬ ПРОБЕЖАЛА ПО ЕГО ТЕЛУ ОН ПРОСНУЛСЯ И ПОЙМАЛ ЕЕ МЫШЬ СТАЛА ПРОСИТЬ: «ОТПУСТИ МЕНЯ, Я ТЕБЕ ТОЖЕ СДЕЛАЮ ДОБРО» ЛЕВ РАССМЕЯЛСЯ, НО ОТПУСТИЛ МЫШЬ

3. «Здесь написано несколько слов. Составьте из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно и несколько слов.

1.Лежит, столе, и , краски, на, бумага.
2.Растут, темном, грибы, лесу, в.
3.Собакой, гуляла, на, девочка, с, улице.
4.Кино, того, как, пошел, книгу, Петя, после, дочитал.


 
14 Янв 2011 08:17
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

inyouknowme


Сообщений: 312
Важных: 4
Анкета
Письмо

13 Янв 2011 09:36 asana сказал(а):
зрелый возраст - это сколько?
и поясните , что Вы имеете в виду конкретно : человек вообще не запоминает по смыслу, а может только как попка повторять заученные фразы?
Cообщение полностью

Возраст 30, запоминание и воспроизведение в опред. порядке и быстрое забывание. Речь об иностр. языке если что.

 
14 Янв 2011 08:34
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 179
Важных: 2
Анкета
Письмо

14 Янв 2011 08:34 inyouknowme сказал(а):
Возраст 30, запоминание и воспроизведение в опред. порядке и быстрое забывание. Речь об иностр. языке если что.
Cообщение полностью


я писала о детях и о родном языке)))).
хотя и в иностранном языке лучше , понимая общие грамматические закономерности, строить фразы , а не заучивать тексты наизусть.

 
14 Янв 2011 12:49
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

inyouknowme


Сообщений: 313
Важных: 4
Анкета
Письмо

Просто очень подходит проблема к описанию Извиняюсь за условное отношение к возрасту

 
14 Янв 2011 15:19
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 180
Важных: 2
Анкета
Письмо

14 Янв 2011 15:19 inyouknowme сказал(а):
Просто очень подходит проблема к описанию Извиняюсь за условное отношение к возрасту
Cообщение полностью

Да чего извиняться.
все мы в чем-то до старости лет - дети

 
14 Янв 2011 19:04
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 
 

asana


Сообщений: 182
Важных: 2
Анкета
Письмо

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка
Эти упражнения можно делать не только на руках.))
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.
Решая задачу развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления.
Уроки математики и русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений. Развитие логического мышления учащихся на всех уроках — одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции.
Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация — мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать — значит привести пример.
В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие — это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.
Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения «вид — род». Это такие отношения, когда все предметы, входящие в «вид», входят и в «род», имеют общие существенные признаки. Например, сандалии — обувь, окунь — рыба.
Подбери родовое понятие к следующим словам:
щука — …
оса — …
липа — …
вилка —…
ромашка — …
деление — …
картофель — …
метр — …
грач — …
серебро —…
глаз — …
озеро — …
осень — …
скрипка —…
Понятия могут относиться друг к другу и как «часть» — «целое», например: лист — часть дерева, ноготь — часть пальца.
Укажи целое, частью которого являются:
карман — …
окно — …
крыло — …
кабина — …
плавник — …
лепесток — …
ветка — …
циферблат — …
рукав — …
ступень — …
ножка — …
ручка — …
Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием (например, сосна, липа — деревья).
В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности:
Ясень, ветви, дерево, клен, лист (ясень, клен)
Повар, кастрюля, инженер, человек, чертеж (повар, инженер)
Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)
Молоко, бутылка, магазин, масло, продавец (молоко, масло)
Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)
Лев, хищник, охотник, ружье, тигр, жертва (лев, тигр)
Утро, время, день, сутки, солнце (утро, день)
Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)
Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например, добрый — злой.
Подбери противоположные понятия:
большой — …
печальный — …
свет — …
начало — …
радость —…
длинный — …
храбрость — …
ложь — …
быстрый — …
победа — …
тусклый — …
смерть — …
день — …
молодость — …
сладкий — …
бодрый — …
Назови вероятные причины следующих событий:
насморк — …
наказание — …
синяк — …
наводнение — …
авария — …
ошибка — …
опоздание — …
драка — …
Назови возможные следствия следующих событий:
засуха —…
осень — …
праздник — …
опасность — …
сражение — …
переедание — …
молния — …
болезнь — …
Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье — понедельник.
К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:
февраль — …
вторник — …
первый — …
вечер — …
Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол — обедать, стол — дубовый.
К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:
ложка — …(серебряная, есть)
бумага — …(белая, писать)
врач — … (детский, лечить)
калькулятор — …(электронный, считать)
библиотека — … (городская, книги)
Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков. В процессе обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.
Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:
гараж жаба банан
пирог поле слеза
утка туча чаща
ливер … кулак
рынок … осада
орел … сажа
В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.
лес — … — … — … — бор
кошка — … — мышка
Приставьте козе рога (рога — коза) рога — роза — коза.
Доведите кота до сыра (кот — сыр) кот — ком — сом — сор — сыр
Доведите мышку до норки (мышка — норка)
Протяните мост через реку (мост — река)
Назови одним словом следующие группы слов:
мак, ромашка, роза
чашка, тарелка, миска
рубашка, брюки, платье
морковь, капуста, свекла
кукла, мишка, мячик
Подбери нужное слово:
кровать — лежать, стул — …
малина — ягода, девять — …
человек — ребенок, собака — …
овца — стадо, буква — …
воробей — птица, окунь — …
волк — пасть, птица — …
растение — семя, птицы — …
бежать — стоять, кричать — …
Скажи одним словом:
обвести вокруг пальца — обмануть
намылить шею — …
развесить уши — …
прикусить язык — …
бить баклуши — …
Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
автомобиль, тормоз — автор
колос, роза, вата — …
кора, лото, боксер — …
баран, рана, банка — …
Составь предложение, в котором бы были эти три слова:
медведь, озеро, карандаш
мальчик, клен, пень
лиса, варенье, лавка

Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.


 
18 Янв 2011 09:25
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 183
Важных: 2
Анкета
Письмо

В младших классах успеваемость ребенка более всего коррелирует с его способностью к произвольной регуляции деятельности. Для того, чтобы определить уровень развития этой способности , можно дать следующее задание.

Ребенку предлагается в тетради в крупную клетку нарисовать узор из геометрических фигур и условных знаков под диктовку взрослого, а затем продолжить по образцу. Вначале следует уточнить представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), показать, как надо рисовать их в тетради (фигуры по размеру вписываются в одну клетку, расстояние между фигурами в ряду одна клетка), и дают возможность потренироваться. Объясняют, что в узоры будут включены крестики «+» и палочки «!».

После этого объясняют задание: «Сейчас мы будем рисовать узор из геометрических фигур, крестиков и палочек. Я буду говорить, какую фигуру надо рисовать, а вы внимательно слушайте и рисуйте их одну за другой на одной строчке. Расстояние между фигурами – одна клетка. Внимание! Рисуйте узор…» Диктуется первый узор. «Теперь продолжите этот узор самостоятельно до конца строчки».

Образцы заданий:

1) квадрат, +, круг, квадрат, +, круг, квадрат, +…

2) треугольник, палочка, квадрат, палочка, треугольник, палочка, квадрат, палочка и т. д.

3) +, +, круг, квадрат, +, +, круг, квадрат…

Таким образом, каждый узор, выполняемый ребенком, состоит из двух частей:

1) узор, выполняемый по пошаговой инструкции взрослого;

2) узор, выполняемый самостоятельно.

Каждая часть узора оценивается отдельно. Результаты выполнения трех заданий по первой части и по второй части складываются.

Оценка результатов

Качество выполнения задания
Балл

Узор полностью соответствует заданному
2

Узор похож на заданный, но есть ошибки и пропуски элементов
1

Задание не выполнено
0


Выполнение узора по инструкции взрослого.

Результат 5-6 баллов – у ребенка достаточно сформирован навык работы по инструкции взрослого, он способен внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания.

3-4 балла – недостаточно хорошо. Необходимо выяснить, почему ребенок допустил ошибки: не принял задачу взрослого; не понял, что надо делать; не настроился на работу; не захотел выполнить задание.

0-2 балла – низкий уровень. Дети не имеют опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеют навыка работы по пошаговой инструкции.

Самостоятельное продолжение узора позволяет определить уровень развития действий самоконтроля и самооценки, способности понимать задачу, поставленную педагогом и руководствоваться ею при самостоятельном выполнении задания. Дети 6-7 лет вторую часть задания чаще всего выполняют хуже, чем первую.

Результат 4-6 баллов – хороший.

1-2 балла – средний.

0 баллов – низкий.


 
18 Янв 2011 22:37
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

OK_2007

Сообщений: 28
Анкета
Письмо

Классика дело хорошее, а еще лучше использовать для запоминания различные мнемотехники или смешные ассоциации - это работает в том числе и для изучения иностранных языков у взрослых.
Легче всего запоминать через картинки, НЛП-исты скажут что 90% населения - визуалы, а это значит что легче всего информацию запоминать через образы.
Объем кратковременной памяти у среднестатистического человека 7 +/- 2. Вы можете самостоятельно проверить себя, какая у вас память.
Напишите 10 слов разных - почитайте их минуту и постарайтесь запомнить. Потом отложите листок и напишите все что вспомнили - результат колеблется от 5 до 7 запомненых слов стандартно.

Для того чтобы запомнить разнородные предметы , например, можно использовать такую технику, как создание яркой картинки.

Пример:
10 слов: солнце, кот, вата, ягоды, сумка, карандаш, диван, трава, телевизор, стол. Ну как запомнить и воспроизвести их все , а тем более быстро? Легко!

Создаем картинку:
светит солнце на ярко-зеленую траву . На траве лежит кот и играется с ватой , рядом с ним стоит сумка, наполненная ягодами. Мне срочно нужно записать телефон, я иду в комнату и беру на столе карандаш присаживаюсь на диван перед телевизором и записываю.

Можете проверить на себе - количество запоминаний зависит только от ваших регулярных тренировок, это как с зарядкой, только для мозга .

Для взрослых, не имеющих возможности записать что им нужно взять, например, подойдет "техника раскладывания по знакомой комнате" - то есть все что вы хотите взять сначало мысленно разложите по знакомой комнате, на столы, повесьте на крючок, возле зеркала, на пол и т.д., а потом выходя - собирайте все разложенные предметы


Это простые примеры - способов запоминания информации много и все же для детей, мне кажется лучше игровые. Мнемотехники вам в помощь

 
24 Янв 2011 11:44
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 194
Важных: 2
Анкета
Письмо

у меня ребенок - подросток, и потому тема меня заинтересовала. Может еще кому пригодиться - развитие произвольности у подростков. Надыбала в инете программу . Это редкий вариант программы - Обычно речь идет о развитии произвольности к младших школьников.

Цели программы: Формирование произвольной регуляции младших подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении, посредством воздействия на механизмы сознания, развитие волевой устойчивости, концентрации внимания, саморегуляции, произвольной зрелости, навыков самоконтроля.

Задачи программы:

1. Отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния
2. Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.
3. Формирования адекватных форм поведения.
4. Формирование адекватной самооценки.
5. Формирование позитивных личностных качеств.
6. Регулирование поведения в коллективе.
7. Развитие коммуникативных навыков.
8. Развитие самосознания.
9. Обучение навыкам самостоятельно принимать решения.

Реализация программы:

В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой неуклонного роста количества детей , испытывающих трудности школьного обучения, что проявляется не только в хроническом отставании в усвоении школьных знаний, но и в формировании устойчивых видов школьной дезадаптации. Соответственно, проблему школьной дезадаптации можно отнести к одной из наиболее острых проблем современного образования, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

По мнению многих психологов, именно проблема недостаточного развития произвольности в начальной школе часто стоит за собственно учебными затруднениями детей , и за такими явлениями, как плохая дисциплина на уроках, повышенная отвлекаемость, неумение выполнять несколько усложненные задания, а в определенной степени, за феноменом психологической перегрузки, импульсивности, повышенной утомляемости. [3] Однако, основная часть исследований и коррекционно-развивающих программ в области произвольной регуляции относится к младшим школьникам, где произвольность рассматривается как основное новообразование данного возраста. При этом, в более старшем возрасте, особенно на рубеже начального образования и средней школы эта проблема остается не менее актуальной, т.к. наряду с внешними изменениями (новые учителя, расширение изучаемых предметов, требований, обязанностей и т.д.), происходят внутренние, связанные с вхождением детей в подростковый возраст. В связи с этим нам представляется возможным и правомерным оказание коррекционно-развивающей помощи учащимся среднего звена в формировании произвольной регуляции .


 
30 Мар 2011 10:18
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 195
Важных: 2
Анкета
Письмо

В нашем понимании произвольная регуляция - это сложный процесс, который функционирует, как единство двух уровней. С одной стороны, это управление личностью непосредственным течением поведенческого акта на всех этапах его развертывания - от мотивирующих детерминант до конечной цели и ее оценки (т.е. понятие произвольность). А с другой - это действие самоконтроля и воли, т.е. это непрерывное прослеживание личностью всех звеньев регуляции поведения, преодоление препятствий, постоянный "отчет" личности перед самим собой, когда человек становится ответственным за свои поступки, за поведение в целом (что принято считать волевой регуляцией ). Например, если ученик сидит на уроке и смотрит в окно - он проявляет произвольность, т.е. управляет собой, чтобы находиться на уроке, а не в коридоре, а если он при этом осознает необходимость слушать учителя, то ему необходимо применить волевое усилие, т.е. заставить себя не только сидеть за партой, но и включиться в работу - это относится к волевой регуляции . Мы считаем, что развитие произвольности в младшем подростковом возрасте возможно через формирование положительных привычек или навыков адекватного поведения, постепенное построение собственных программ поведения.[7] А развитие волевой регуляции - посредством воздействия на механизмы сознания, т.е. формирование самосознания, что является новообразованием подросткового возраста. Таким образом, произвольная регуляция выступает в глубоком внутреннем единстве с самосознанием и эмоционально-волевым компонентом.[4] Соответственно, особенностью данной программы является сочетание элементов тренинговой работы, (т.е. развитие личностной сферы, включение личностного отношения и механизмов сознания) и коррекционно-развивающих упражнений , направленных на демонстрацию неадекватности, нецелесообразности некоторых способов реагирования и моделей поведения, формирование потребности в изменении своего поведения, посредством обучения определенным навыкам, развития свойств внимания, самоконтроля, саморегуляции. Тем самым, обеспечивая воздействие одновременно на оба уровня, развивая произвольную регуляцию в целом.

Кроме того, в произвольной регуляции , как и в сфере самопознания можно выделить две системы действия: во-первых, "Я и Другие", а во вторых "Я и Я".[5] Т.е. при первой системе произвольная регуляция направлена на адекватность адаптации человека к другим лицам, к различным коллективам, с учетом принятых принципов поведения и этических норм существующим в обществе. Что касается второй системы, то здесь важным моментом является самокритичность (но не "самокопание"), как глубокое и адекватное осознание своих слабостей, отсутствие и недостаточное развитие психологических качеств, свойств, привычек, препятствующих дальнейшему развитию личности. В соответствии с этим был разработан третий тематический блок, направленный на преодоление трудностей во взаимодействии с окружающими людьми. Таким образом, теоретическим фундаментом данной программы можно считать тезис современных последователей Выготского: "развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своим психическими процессами" [2]. Соответственно, при разработке данной программы мы придерживались экзистенциально-гуманистической теории и поведенческого подхода. Для успешной реализации данной программы необходимо использовать следующие методические средства и условия:

* Формирование положительной мотивации к участию в занятиях (поддержка любых начинаний, введение поощрений (баллы, призы, санкции и др.));
* Закрепление положительных и негативных моментов маркерами (например, жетоны, где схематически изображен восклицательный знак: красного цвета - для поощрительных баллов, черного цвета - для санкции за нарушение правил);
* Соблюдение четкой, повторяющейся структуры занятий, неизменное расположение предметов, введение и соблюдение правил, ритуалов, временного регламента (с целью дополнительного, организующего момента при формировании произвольности, привычек);
* Чередование вербальных и невербальных средств;
* Постепенное усложнение используемых средств;
* Проведение демонстрационных сессий (отдельные упражнения сначала выполняет ведущий, а затем участники);
* Использование подробных, четких инструкций для упражнений ;
* Использование отдельных упражнений на развитие устойчивости и концентрации зрительного внимания;
* Наличие тетрадей, цветных карандашей или фломастеров (для выполнения упражнений );
* Чередование групповых и индивидуальных форм работы (выполнение задания индивидуально, в парах, тройках, группах);
* Переход от контроля ведущего за выполнением заданий, сначала к взаимоконтролю (оценивают друг друга), затем к самоконтролю (каждый оценивает себя сам);
* Использование элементов сказкотерапии, работа с метафорой (с целью закрепления полученной информации на бессознательном уровне, развития творческого потенциала учащихся, а также в качестве диагностического метода);
* Использование ролевых игр (с целью формирования новых моделей поведения, т.к. смена позиций способствует изменению отношения к собственному поведению);
* Обсуждение, дискуссия (как способ рефлексии и формирование навыка адекватно выражать свои мысли);
* Обучение навыкам (например, снятие психоэмоциональной напряженности, постановка целей, разрешения конфликтных ситуаций, снижение агрессивности и др.);


 
30 Мар 2011 10:18
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 196
Важных: 2
Анкета
Письмо

Цикл занятийрассчитан на работу с младшими подростками 11-12 лет, испытывающими трудности саморегуляции в процессе обучения и поведения. Занятия проводятся в группе по 10-12 человек, два раза в неделю по 45 - 50 минут. Так как данная категория детей часто испытывает различные формы дезадаптации, мы считаем необходимым, параллельно с занятием осуществлять индивидуальное сопровождение учащихся, а также проводить консультации для педагогов и родителей.

Общее кол-во занятий планировалось на основе тематических блоков с учетом возрастных и специфических особенностей данной категории детей. В целом программа представлена в виде 32-х занятий, и следующим тематическим планированием:


Этап


Цель


Кол-во часов
1. Вводное занятие Формирование положительной мотивации к занятиям, разработка правил, ритуалов 1 час
2. Я это кто?! Формирование интереса к собственной личности, сплоченности группы, актуализация рефлексивных процессов 3 часа
3. Эмоции, чувства и Я - мы вместе? Знакомство с различными видами эмоций и чувств, отражение собственных эмоциональных переживаний и состояний, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций 10 часов
4. Воля - это свобода или ограничение? А где Я? Знакомство с понятиями воля, мотив, цели, план, осознание роли привычек в жизни человека, неадекватности некоторых способов своего поведения, формирование представления о волевых качествах, обучение способам их развития, самостоятельного принятия решений 7 часов
5. Свой среди чужих или свой среди своих? Знакомство с формами взаимодействия, формирование навыков общения, обучение успешному взаимодействию, адекватному разрешению конфликтных ситуаций 10 часов
6. Завершающее занятие Подведение итогов всего цикла занятий, обобщение полученного опыта 1 час

Примерная структура занятия выглядит следующим образом:

1;Ритуалы приветствия (2-3 минуты).

2."Разминка" (релаксационные упражнения, либо упражнения энергизаторы, в зависимости от эмоционального состояния участников) (3-4 минуты)

3."Внимание это нужно" (упражнение на развитие внимания) (5-6 минут)

4."Тема" (тематические упражнения ) (10 -15 минут)

5."Управляю собой" ( упражнение на развитие навыков самоконтроля, саморегуляции) . (5-6 минут)

6."Сказка на ночь" (использование различных способов работы с метафорой) (10-12 минут)

7. Завершение (подведение итогов, подсчет баллов, ритуал прощания) (3-4 минуты)

Данная программа была апробирована на школьниках 6-х классов Средней школы №18 г. Химки. Результатом реализации программы стало формирование не только представления о том или ином явлении, но и соответствующего отношения к нему, а также развитие навыков адекватного поведения в различных социальных ситуациях, что способствовало значительному преодолению трудностей в обучении и поведении.


 
30 Мар 2011 10:19
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 209
Важных: 2
Анкета
Письмо

Важная такая тема - развитие моторики. Вообще данный комплекс упражнений больше рассчитан на дошкольников. Но как показывает моя практика работы с детьми младшего школьного возраста - у современных детей очень плохо развит моторный компонент вообще. И в младшем школьном возрасте еще не поздно исправить этот момент - ведь моторный компонент очень важен в формировании функции письма и конструктивной деятельности у детей ( основы невербального мышления), а также в развитии высших психических функций, как основа, как профилактика истощаемости и неустойчивости протекания деятельности.

вот хорошие упражнения на развития моторики и статья на эту тему:


Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики


развивающие игры1. Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашеную воду пипеткой.



развивающие игры
2. Упражнение с пинцетом

В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.





обучающие игры3. Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.





обучающие игры4. Помпоны и пинцет

Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.





обучающие программы5. Помпоны и щипцы

Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.





обучающие программы6. Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.




развивающие игры7. Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.


развивающие игры8. Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.





развивающие игры9. Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.




развивающие игры10. Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.




развивающие игры11. Бусы

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.





развивающие игры12. Рисунок из фасоли

На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклевает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.




развивающие игры13. Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.





развивающие игры14. Мозаика

Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.



развивающие игры15. Скрепки

Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.




развивающие игры16. Зубочистка

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.



развивающие игры17. Цветной песок

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрести лишний песок с картинки.




развивающие игры18. Наматывание ниток

Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.



развивающие игры19. Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.




развивающие игры20. Конструкторы и пластилин

Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.






Автор: Анна Пономаренко


 
19 Мая 2011 10:33
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 
Сейчас в теме:
 Ответить   Создать тему   Создать статью   Создать опрос   Создать встречу   Подписаться   Печатать 

Форум » Наши дети » развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста

Форма для быстрого ответа


  Полная форма для ответа »
Время на форуме: 21 Ноя 2017 10:08


© 2008-2016 L-Amour.ru. Администратор

Видео программа пусть говорят смотреть онлайн.