Внутренняя почтаПоиск по форумуРейтинг участников форумаСправка
Настройки учетной записиРедактирование анкетыВаши фотоВаши бонусы
Многоярусные юбки Многоярусные юбки Женский форум Добавить в Избранное Форум женских тем Сделать стартовой

    Здравствуйте! Для доступа ко всем сервисам, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.







  Главная страница форума » Наши дети » Травля в школе

 Ответить   Создать тему   Создать статью   Создать опрос   Создать встречу   Подписаться   Печатать 
Автор

Тема: Травля в школе


kinofobaII


Сообщений: 570
Важных: 7
Анкета
Веб-сайт
Письмо

Людмила Петрановская радует отличным постом
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/81492.html
Так вот, про что можно сделать. Конечно, ситуации очень разнообразны, это общие принципы и шаги.

1. Назвать явление
Никаких "У моего сына (у Пети Смирнова) не ладится с одноклассниками". Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют -- это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.
Дальше нужно понять, кто готов взять на себя ответственность за прекращение этого дела. Признак того, что готов -- как раз готовность назвать травлю травлей. Идеально, если это сразу учитель. Если же он продолжает петь песню про "Ну, он такой" -- придется идти выше. Надо найти того, кто назовет происходящее своим именем. И с него начинать работу. Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. Обращаться во внешние инстанции - крайний вариант, но если нет другого выхода, тянуть не надо. В нашем случае только с уровня директора пошли изменения. Директор тоже попыталась играть в игру "а что же вы со своим ребенком не поработали", но после вопроса "То есть вы расписываетесь в том, что ваш педколлектив с травлей ребенка в классе справиться не может?" быстро сменила стиль разговора и мы обо всем мило договорились.
Дальше тот взрослый, кто взял на себя общественность, для простоты будем называть его учителем, хотя это может быть школьный психолог, вожатый в лагере, тренер, завуч и т. д. должен поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе.
По многим комментам бывших "травильщиков" видно, насколько дети не осознают, что именно делают. У них в голове это называется "мы его дразним" или "мы так играем" или "мы его не любим". Они должны узнать от взрослого, что когда они делают так и эдак, это называется вот так и это -- недопустимо.
Бывает, небходимо описать ситуацию ст очки зрения жертвы. Мне, как ни странно, потребовалось делать это для педагогов. Иначе не получалось вытащить их из "подумаешь, дети всегда друг друга дразнят". Я им предложила представить себе: "Вот вы приходите на работу. Никто не здоровается, все отворачиваются. Вы идете по коридору -- сзади смешки и шепот. Вы приходите на педсовет, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Вы начинаете контрольную -- и обнаруживаете, что заранее записанное на доске задание кто-то стер. Вы хотите заглянуть в свой ежедневник -- его нет на месте. Позже вы находите его в углу туалета, со следами ног настраницах. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут же вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: нужно уметь ладить с коллегами!" Ваше самочувствие? Как долго вы сможете выдержать?"
Важно: не давить на жалость. Ни в коем случае не "представляете, как ему плохо, как он несчастен?". Только : как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы ВЫ? И если в ответ идут живые чувства, не злорадствовать и не нападать. Только сочувствие: да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе.
Иногда первого пункта и хватает, если только-только началось.

2. Дать однозначную оценку.
Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные человеки, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы . Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Можно привести применры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по-разному. Есть еще классная ролевая игра про кареглазых и голубоглазых, но ее должны проводить профессионалы. А мозги хорошо прочищает.
Конечно, все это получится, только если сам взрослый так искренне считает. Это должна быть проповедь, а не нотация.

3. Обозначить травлю как проблему группы
Когда на людей наезжают, предъявляя им моральное обвинение, они начинают защищаться. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное -- оправдаться. Дети не исключение. Особенно дети, зачинщики травли, потому что очень часто это дети с нарциссической травмой, абсолютно неспособные переносить стыд и вину. И они будут драться, как гладиаторы за свою роль "супер-пупер альф". То есть в ответ на называние травли насилием, вы услышите: "А чего он? А мы ничего.. А это не я." и все в таком духе. Понятно, что толку от обсуждения в таком ключе не будет. Поэтому не надо его вести. Не надо спорить о фактах, выяснять, что именно "он", кто именно что и т. д. Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть - насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Это позволит зачинщикам сохранить лицро и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль недеструктивной "альфы", которая "отвечает за здоровье класса". И, чтоособено важно, это снимает противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе решать.
С детьми постарше можно посмотреть и обсудить "Повелителя мух" или (лучше) "Чучело". С маленькими -- "Гадкого утенка".

4. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор
Резулььат не будетпрочным, если дети просто погнутся под формальные требования учителя. Задача -- вывести их из "стайного" азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего. Можно предложить детям оценить, каков из вклад в болезнь класса под названием "травля". Допустим 1 балл -- это " я никогда в этом не участвую", 2 балла -- "я иногда это делаю, но потом жалею", 3 балла -- "травил, травлю и буду травить, это здорово". Пусть все одновременно покажут на пальцах -- сколько баллов они поставили бы себе? Если это не подростки, "троек" не будет, даже у самых отпетых агрессоров. В этом месте ни вкоем случае нельзя пытаться уличить: нет,на самом деле ты травишь. Наоборот, нужно сказать:"Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить -- это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс". Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, ее дают сами дети.
Если группа очень погрязла в удовольствии от насилия, конфронтация может быть более жесткой. Я описывала прием с "Гадким утенком" в книжке, перескажу здесь коротко. Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: "Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?".
Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность. Они этого хотят для своих детей?
Для индивидуального разговора с ребенком, не понимающим, что плохого в травле, это тоже подходит.

5. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт
До сих пор речь шла о том, как не надо. Ошибкой было бы остановиться на этом, потому что, запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому.
Момент, когда прежняя, "плохая" групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе.
Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: "У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся -- их разнимают.". Если дети постарше, можно разобрать более сложные ситуации, например, то, что люди по-разному чувствительны, и то, что для одного -- дружеская борьба, для другого может быть больно. Это может найти отражение в таком, например, правиле. "Если я вижу, что невольно задел и обидел человека, я прекращу делать то, что я делаю немедленно". Но слишком много, тонко и сложно не надо, по крайней мере для начала.
Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше -- чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется "заключение контракта", он прекрасно работает в терапевтических и тренинговых группах для взрослых, и с детьми тоже вполне эффективен. Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью.

6. Мониторинг и поддержка позитивных изменений
Это очень важно. В нашем случае это была главная ошибка: я поговорила с директором, та кого-то приструнила, вроде стало лучше и мы не стали дожимать, надеясь, что все постепенно выправится. А оно притихло, но тлело, как торфяное болото.
Очень важно чтобы взрослый, который взялся разруливать ситуацию, не бросал группу. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать "счетчик травли", какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д. Да множество есть всяких фишек, тренеры и игротехники их знают. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про "хронику выздоровления", сделать "график температуры! и т. д.
Суть в том, что группа постоянно получает заинтересованный интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей своим общим делом.

7. Гармонизировать иерархию
Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней. Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование -- арсенал богатый, гуляй-не хочу. Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап важнее.
Признак гармоничной групповой иерархии -- отсутствие жестко закрепленных ролей "альф", "бет" и "омег", гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той -- другой. Один лучше всех рисует, другой хохмит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.
Ну, это уже из серии "совсем хорошо". Даже если так прям не получается, достаточно мирного, спокойного сосуществования, а реализовываться дети могут в других местах.

Как-то так. Никакой тут нет Америки и непонятно, почему учителей чему-то такому не учат. Конечно, есть множество осложненных ситуаций, например, агрессивное поведение жертвы, или устойчивая виктимность, или поддержка травли родителями. Но это уже надо вникать и думать, как быть в данном случае. А общую стратегию я примерно описала.

Беру на заметку и выношу на обсуждение.

По старшему- травли не было, однако была странная ситуация с группкой в классе, зачинщица девочка, ЧС-ница, видимо, проснулись чуйства, иначе не объяснить
Начала обплевывать моего сына. Пришлось выяснять- сначала, по ее словам, картина была одна, при обзвоне (моем) одноклассников открылась совсем другая сторона.

У Петрановской понравилась четкость позиций- в том разруливании мне немного не хватило этой ясности, процентов 20, наверное. А это важно.


3 пользователя выразил(и) благодарность kinofobaII за это сообщение
 
28 Дек 2010 09:29
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

Ramina

Сообщений: 106
Анкета
Письмо

Интересная информация. По-крайней мере, реальные рекомендации про то, что делать в такой ситуации. Конечно, это больше рекомендации для учителя или школьного психолога. Родителям ребенка это поможет сориентироваться как провести эту беседу с классом, о чем говорить, о чем просить учителя. По поводу постановки позитивных задач и мониторинга - звучит здорово, но далеко не каждый учитель этим будет заниматся и мотивировать его на это родителям будет очень сложно. Мне, кстати, повезло. Никогда не сталкивалась с травлей детей в классе. У нас отношения были далекими от идеальных, к кому-то относились неочень, могли оскорбить дуг друга по мелочи, но никого, слава Богу, долго и целенаправленно не травили.

 
28 Дек 2010 11:37
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

Dove

Сообщений: 98
Анкета
Письмо

Ерунда какая-то. На кого это может подейстововать? На детей лет так до 10? Желательно из благополучного класса продвинутой школы... До тех может быть и дойдет вот так, по-человечески...

 
28 Дек 2010 12:03
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

asana


Сообщений: 169
Важных: 2
Анкета
Письмо

Спасибо за тему.
очень важная проблема и очень актуальная,
От себя могу добавить, что травят обычно детей в чем-то инаковых. С другой стороны, травля сама по себе усиливает эту инаковость, и если говорить о позитивных последствиях травли ( странно звучит , конечно) , то могу сказать , что я не встречала ни одного по-настоящему яркого и интересного человека в своей жизни, которого бы не травили или не держали в качестве аутсайдера хотя бы какой-то промежуток школьной жизни.
с другой стороны, травля, как было обозначено выше, это вопрос внутригруппого взаимодействия , в процессе которого неизбежно накапливаются агрессия, и это норма. Но не нормально, когда для отреагирования агрессивных импульсов выбирается жертва, на которую сливается весь негатив. Причем это плохо не только для жертвы, но и для коллектива в целом.

 
28 Дек 2010 12:28
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

Ramina

Сообщений: 107
Анкета
Письмо

У нас в классе были люди, котрорые всем не нравились, но была очень хороший классный руководитель, которая умела управлять коллективом. Со всеми детьми поддерживала хорошие отношения и кажого рассматривала как личность. Соответственно, если возникали проблемы могла по-отдельности пообщаться с зачинщиками, найти правильный подход. Даже явные "оторвы" ей доверяли, т.к. она их никогда не осуждала, помогала решать проблемы с родителями и другими учителями. Но у нас класс маленький был - 15 человек...

 
28 Дек 2010 13:27
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

kinofobaII


Сообщений: 571
Важных: 7
Анкета
Веб-сайт
Письмо

Учителя сплошь и рядом вобще считают атмосферу в классе не своим делом. Или хотели бы что-то сделать, да не могут. Этому, кстати, учат где-нибудь? В программе педвузов хоть говорят о таком феномене, как травля? Есть и такие, что сами провоцируют, им это кажется очень классным способом управлять детским коллективом. Иногда невольно провоцируют. Например, любимый учителями физкультуры способ скоротать урок -- эстафета. Всем весело, учителю легко. Плохо неспортивным детям, которым достается за то, что "подвели команду". Если учитель никак это не отслеживает и не работает с этим, а наоборот, подогревает азарт, травля неизбежна.
Ее же, Петрановской.
Ох уж мне эти эстафеты
Ну не суть- у меня тоже в связи с прочтением и мыслями по поводу вопрос возник- педагогам как-то объясняют, что есть "групповая динамика", и с чем ее едят? И что она неизбежно запускается во всяком коллективе более 10человек, и по сути есть животная передележка ролей в стае- большей частью? Или, если коллектив более 30 чел, там еще и моделируются процессы в обществе? Неосознанно?


1 пользователь выразил(и) благодарность kinofobaII за это сообщение
 
28 Дек 2010 22:32
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 
 

Ramina

Сообщений: 108
Анкета
Письмо

Татьяна, Вы не могли бы рассказать побольше о групповой динамике? Мне вот пришлось с чем-то подобным столкнуться, только не в школе, а на курсах английского для ВЗРОСЛЫХ, где я преподавала. Попалась мне как-то группа изначально недоброжелательно настроенная. После таких удачных предыдущих групп, где были хорошие результаты и почти приятельские отношения прихожу на первое занятие, а меня встречает просто стена враждебности. Уже пора занятие начинать, а они себе переговариваються вслух и очень неприятно на меня поглядывают Попыталась их заинтересовать, развеселить - никакой реакции. А дальше все покатило еще хуже, хотя я искренне старалась. Заметила, что кашу заваривает одна неприятная девица, поддерживают ее две подружки (без нее ведут себя нормально), а остальные просто так (вся группа состоит из 10 чел.). Короче, помучилась я с ними немного, а потом предпочла отказаться (зарплата там никакая и занималась я этим для души и приобретения преподавательского опыта). В общем, я ушла от проблемы. Так до сих пор не знаю, что я должна была сделать. Унижаться перед ними я точно не намерена. Девица явно пришла не английский учить, а самоутверждаться. А если такое снова повторится? Не бросать же все каждый раз... Может, у кого-то был подобный опыт? Буду благодарна за любые советы!

 
29 Дек 2010 00:32
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

kinofobaII


Сообщений: 572
Важных: 7
Анкета
Веб-сайт
Письмо

29 Дек 2010 00:31 Ramina сказал(а):
Татьяна, Вы не могли бы рассказать побольше о групповой динамике? Мне вот пришлось с чем-то подобным столкнуться, только не в школе, а на курсах английского для ВЗРОСЛЫХ, где я преподавала. Попалась мне как-то группа изначально недоброжелательно настроенная.
Cообщение полностью

В общих чертах, из того, что дают на разнообразных тренерских курсах:
к групповой динамике обычно отностят все внутригрупповые процессы и явления, и в этом плане обычный класс средней школы можно также рассматривать с позиций гд, я думаю.

Там есть
-внутригрупповая иерархия- все эти альфы, омеги и прочие, что описано этологией, дисциплиной о поведении животных.
-лидерство-и борьба за него- всегда идет проверка тренера или преподавателя на "силу", способность управлять группой, а также позаботиться о безопасности ее членов. Это все обычные ЧС-игры, больше даже ЧС+БЛ. Проверка руководителя (тренера, педагога) на вывпонимость заявленным им правил- не хотите, чтоб вас "продавили"- отслеживайте эти моменты, если вы огласили правила- они должны стать выполняемыми правилами. В начале за этим придется следить.
-межличностные конфликты, самоопределение личности в группе- опять же поиск места во внутригрупповой иерархии, какое место я занимаю, с кем я.
-формирование микрогрупп, групповая сплоченность "по интересам"-в школах на этом этапе пересаживают, чтоб разбить сформировавшиеся группки, иначе внутри групп они будут заняты общением, а не учебой.

То есть, роль руководителя, педагога, тренера несомненна- гласно или негласно он задает тон, возможна травля омеги в этой конкретной группе или нет. Гласно- ну вот эстафетами этими, к примеру. Негласно- нереагированием. Не то что это в раз все начинается, проснулись по утру и тут травля во всю. Есть же предвестники. Наверняка.

29 Дек 2010 00:31 Ramina сказал(а):
а меня встречает просто стена враждебности.
Cообщение полностью

Тут еще и проблема недостаточной мотивации, группа-то как собралась? Сами пришли или заставил кто?

1 пользователь выразил(и) благодарность kinofobaII за это сообщение
 
29 Дек 2010 15:09
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

Ramina

Сообщений: 109
Анкета
Письмо

29 Дек 2010 15:09 kinofobaII сказал(а):
Тут еще и проблема недостаточной мотивации, группа-то как собралась? Сами пришли или заставил кто?
Cообщение полностью

Собрались сами, но есть ньюансы. Обычно прослушав один курс английского люди устают (надоедает ездить куда-то после работы, делать домашние задания), поэтому, я думаю, стоит сделать перерыв. А менеджерам курсов на это наплевать (им лишь бы товар продать), вот и агитируют людей поскорей записываться на следующий уровень, пока те не осознали, что устали. Дальше - деньги плачены, деваться некуда, а раздражение выливается на преподавателя

 
29 Дек 2010 17:24
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

Ramina

Сообщений: 110
Анкета
Письмо

29 Дек 2010 15:09 kinofobaII сказал(а):
Всегда идет проверка тренера или преподавателя на "силу", способность управлять группой, а также позаботиться о безопасности ее членов. Это все обычные ЧС-игры, больше даже ЧС+БЛ. Проверка руководителя (тренера, педагога) на вывпонимость заявленным им правил- не хотите, чтоб вас "продавили"- отслеживайте эти моменты, если вы огласили правила- они должны стать выполняемыми правилами. В начале за этим придется следить.
Cообщение полностью

Тут я сглупила. Не оглашала никаких правил. Не "ставила себя". Всегда считала, что курсы - дело добровольное. Приходят взрослые люди за знаниями и приятным общением. Раньше так и было. Правда, занималась я, как правило, с сотрудниками компании, которая платила за обучение. В группах были коллеги хорошо знающие друг друга, а часто и кто-то из начальства. Вот они, видно, и держали имидж. Или люди воспитанные попадались А надо было с ними построже с самого начала, чтобы они авторитет почувствовали? Тут я, видимо, и прокололась со своим демократизмом Но я, честно, в шоке, когда люди на паре вслух разговаривают. Ну что ж им замечание делать, как первоклассникам?

 
29 Дек 2010 17:34
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

kinofobaII


Сообщений: 573
Важных: 7
Анкета
Веб-сайт
Письмо

29 Дек 2010 17:33 Ramina сказал(а):
Ну что ж им замечание делать, как первоклассникам?
Cообщение полностью

круче, тренеров учат- как дать понять, что ты видишь провокацию, и дать понять, что лично ты- против...Эти игры есть смысл пройти, видимо, вам повезло на более "бетанскую" группу- ну если там проверку проходишь, сильно уважают потом и чуть ли не навсегда ...дружат. Вопрос цены, и того- надо ли вам оно)))
Возможно, вы приняли тогда лучшее решение.

Эти реакции зачастую у людей неосознанно включаются, это такое "погружение на звериный уровень", что ли. Если группа 10-12человек- обязательно будет групповая динамика, могут быть лишь различия в проявлениях, в зависимости от мотивированности группы...

 
29 Дек 2010 18:38
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

Ramina

Сообщений: 111
Анкета
Письмо

29 Дек 2010 18:38 kinofobaII сказал(а):
круче, тренеров учат- как дать понять, что ты видишь провокацию, и дать понять, что лично ты- против...Эти игры есть смысл пройти, видимо, вам повезло на более "бетанскую" группу- ну если там проверку проходишь, сильно уважают потом и чуть ли не навсегда ...дружат. Вопрос цены, и того- надо ли вам оно)))
Возможно, вы приняли тогда лучшее решение.

Эти реакции зачастую у людей неосознанно включаются, это такое "погружение на звериный уровень", что ли. Если группа 10-12человек- обязательно будет групповая динамика, могут быть лишь различия в проявлениях, в зависимости от мотивированности группы...
Cообщение полностью

А тренера - это психологи, которые проводят тренинги? Вы не могли бы посоветовать литературу по этому вопросу? А то я в университете преподавать хочу, там этого точно не избежишь. Да и не хочу я бегать, хочу грамотно решать
Оф: о бетанцах. Мой бывший возлюбленный - Макс, узнав про ситуацию заявил: "Бросай все, к чертовой матери, Зайка! А то я сам с ними разберусь " Это было год назад. Где только теперь этот возлюбленный

 
29 Дек 2010 18:57
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 
 

kinofobaII


Сообщений: 577
Важных: 7
Анкета
Веб-сайт
Письмо


пойдет ли?
Ну если вы нажмете мое сообщение кнопочкой изменить, то там адрес видеофайла по теме

 
30 Дек 2010 10:03
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 

Ramina

Сообщений: 112
Анкета
Письмо

30 Дек 2010 10:03 kinofobaII сказал(а):

пойдет ли?
Ну если вы нажмете мое сообщение кнопочкой изменить, то там адрес видеофайла по теме
Cообщение полностью

Спасибо! Ссылку нашла, надо будет только флеш плейер новый установить и посмотреть

 
30 Дек 2010 11:03
 Ответить   Изменить   Поблагодарить   Не согласиться   Сообщить модератору   Ссылка 
Сейчас в теме:
 Ответить   Создать тему   Создать статью   Создать опрос   Создать встречу   Подписаться   Печатать 

Форум » Наши дети » Травля в школе

Форма для быстрого ответа


  Полная форма для ответа »
Время на форуме: 22 Ноя 2017 07:41


© 2008-2016 L-Amour.ru. Администратор